Программа подготовки по информатике для учеников базового уровня
Автор: Житенева О.В.
Продолжительность курса:
22 занятия продолжительностью 2 часа (44 часа).
Методическая цель курса:
усвоение базовых навыков решения задач, расширение и углубление знаний учащихся по курсу информатики.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
- Повторение методов решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ.
- Формирование представлений о структуре и содержании КИМ по предмету. назначении заданий различного типа.
- Формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов.
- Формирование умения оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
- Отработка навыка решения заданий части С ЕГЭ.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела:
- Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике, тематические блоки КИМ.
- Тематические блоки школьного курса информатики.
- Отработка индивидуальных заданий и вариантов в формате ЕГЭ.
Содержание раздела «Тематические блоки»:
«Информация и её кодирование»
«Алгоритмизация и программирование»
«Основы логики»
«Моделирование и компьютерный эксперимент»
«Программные средства информационных и коммуникационных технологий»
«Технология обработки графической и звуковой информации»
«Технология обработки информации в электронных таблицах»
«Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»
«Телекоммуникационные технологии».
Последний раздел посвящен тренировке учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года.
Каждое занятие тематических блоков может быть построено по следующему алгоритму:
- Проверка домашнего задания. Мини-тестирование по пройденному материалу.
- Изложение нового материала. Повторение основных методов решения заданий по новой теме.
- Совместное решение заданий ЕГЭ.
- Самостоятельная работа учащихся.
Примерный тематический план занятий:
Тематический блок «Информация и ее кодирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
Тематический блок «Основы логики»
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
Тематический блок «Алгоритмизация и программирование» и “Технология программирования”.
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и формализацию.
Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»
Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.
Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив», «пиксель».
Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»
Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий: «таблица», «запись таблицы», «поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их сортировка.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по информатике и ИКТ
- Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по информатике и ИКТ
- Демонстрационная версия ЕГЭ по информатике и ИКТ. Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов 2015 года по информатике и ИКТ
- Единый государственный экзамен 2015. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ под ред. Лещинера В.Р./ ФИПИ. – М.: Интеллект –центр, 2015.-136с..
- ЕГЭ 2015. Информатика: Тренировочные задания/ Н.Н. Самылкина, Е.М.Островская. – М., :Эксмо, 2015.-208с. – (ЕГЭ.Тренировочные задания)..
- Планирование базового курса информатики и ИКТ 10-11 кл. (авт. Угринович Н.Д.)
- https://www.fipi.ru/
- https://ege.edu.ru/
Учебные пособия
Интернет – ресурсы